Итак, давайте попытаемся хотя бы частично, с нашей призмы понимания действующего положения дел в бизнесе, поэтапно проследить процесс развития всего общества, как в социальном, так и в экономическом аспекте. Первым делом давайте попытаемся определиться с тем, что мы понимаем под социальным и экономическим.
В предлагаемой мной модели рыночной среды, я хотел бы считать социальным аспектом всю иерархию людей, задействованных в современном бизнесе. То есть, в частях его, например, в логистике, производстве, приобретении, рекламе и проч. Эти люди-элементы входят в некие группы, а зачастую и действуют самостоятельно. Однако полной свободы у них быть не может. От групп или иных людей.
В этом один из основных признаков рыночного сообщества. Все больше и большей связей окружают его участника. Даже можно говорить о тенденции к их увеличению.
Если, например, раньше, ещё несколько столетий назад, мельнику-одиночке достаточно было приобрести пшеницу у землепашца, перемолоть её в муку и продать купцу или соседу-булочнику, более практически ни с кем не вступая в контакт (раз в год встречаясь с представителем хозяина земли, на которой он проживает), то теперь рынок служит той площадкой, которая призвана объединять людей.
Я говорю, как о вертикальной связи со множественными представителями закона (пожарной инспекцией, контролирующими органами, инспекциями, налоговой системой и так далее), в зависимости от специфики деятельности предпринимателя. Количество их может колебаться. Но и о горизонтальной связи. Это и поставщик комплектующих, полуфабрикатов или чего-либо иного. Это и конкуренты (но о них позже), и перевозчики.
Таким образом, хотим мы или не хотим этого, рыночное сообщество затягивает нас своими объятиями. Здесь есть и положительные, и отрицательные факторы. Да, практика коммуникабельности, повышающее умение вести диалоги и многое другое. Однако есть у современного рыночного социума и отрицательная динамика. Разберём это позже.
Но сейчас пора коротко ознакомится с экономическими аспектами жизни общества. Рассмотрим недавние и одни из самых популярных в стране и мире, минуя первобытнообщинный строй, феодализм и прочее. Для того, чтобы разобраться в этом, мы рассмотрим недавний исторический период в истории нашего государства.
Что же представляла из себя командно-хозяйственная система, как я её называю, или плановая? При развитом социализме государство вплотную контролирует рынок. Специальные аналитические отделы просчитывают – какое количество товаров необходимо гражданам (начиная с небольшого села и заканчивая целой страной) на определённый период. Что им необходимо? Сколько? Планы строятся масштабные, они обсуждаются на совещаниях в «больших кабинетах», обрабатываются.
Затем предприятия получают заявки. После чего необходимым обеспечивается даже небольшое сельпо. Мотивация специалистов, задействованных в таком формате следующая – установи, что нужно людям, в каком объёме и довези до них.
Плюсом здесь является тот факт, что никто и никому ничего не навязывает. Никакого плана продаж, обмана на высоком уровне (по большому счёту только продавщица в том же сельпо может попытаться продать ряженку вперёд сметаны, в виду того, что срок годности последней подходит к концу, в отличаи от первого продукта.
Но вынудить население скупить (кроме иногда финансовых продуктов) тот или иной товар задачи, как таковой (об этом позже) практически нет. Умолчим сейчас о неких тайных механизмах реализации наибольшего объёма тех же продуктов нефтепереработки путём изготовления автомобильных двигателей с наибольшим расходом (Волга) бензина.
Нет агрессивной рекламы и многочисленных «завлекалок». Государство может не обратить особого внимания на совсем уж неэкономичный двигатель нового автомобиля. (Если это и не было запланировано специально). И людям придётся покупать больше топлива, чего можно было бы избежать. Но специально выпускать одноразовый катридж, что уже действительно подло, для принтера не станут. Как и не станут выпускать смесители для ванной комнаты с запланированным запасом количества открытия-закрытия воды.
Значит ли это, что такая экономическая модель безупречна и нуждается во возвращении? На первый взгляд может показаться, что – да. Но это только на первый. Многие люди, в том числе и ваш покорный слуга, застал времена, когда товары выпускались уже морально устаревшими. Возникал ажиотаж вокруг импорта, незаконно ввозимого и также незаконно распространяемого. Многие получали уголовные статьи не за конкретные преступления против жизни или здоровья соотечественников, а за торговлю болгарскими шторками.
Дальше-больше. Сухой чиновничий аппарат мог рассчитать – какая будет мода на купальники в следующем сезоне? Кроме того, часто случались перебои с товарами даже в столице, не то чтобы в провинциях. Ещё задолго до перестройки.
Выходит, что всё-таки капиталистическая модель ближе нам любой другой? Для ответа на этот вопрос, давайте хотя бы поверхностно, но рассмотрим её. Мы уже говорили о том, что нас периодически будут пытаться обмануть не чистые на руку компании, что-то вынудить нас купить.
Но есть более болезненные тенденции. Например, монополия. Какая первоочерёдная задача у крупнейших холдингов? Их несколько. Занять твёрдую позицию на рынке. Низкими ценами задавить мелкого предпринимателя – их конкурента. Выдавить его с рынка. Оставшись в одиночестве в своей отрасли (вопрос, естественно, сложнее, предстоят теневые договора и тайные переговорами с более крупными конкурентами) они начинают диктовать цены простому обывателю. По сути дела, грабить его. Кто может и обязан помешать?
Но мы не разобрали ещё самую главную цель (кроме получения сверх прибылей) монополистов. Это налаживание диалога с властьимущими. Разумеется, закрытого. Всегда ли политикум отворачивается от такого сближения? Вопрос риторический. А всегда ли монополисты пытаются выстроить диалог с властью только для реализации своих волонтёрских проектов и совместной работе по предотвращению экологической катастрофы? Хотелось бы надеяться, что да, только так и обстоит дело.
И тем не менее, именно капиталистическая модель, по нашему мнению, как никакая иная подходит нашему обществу. Но с большим количеством нюансов.
Сейчас предлагается рассмотреть такой вариант построения капиталистической модели, когда власть максимально дистанцирована от бизнеса. Диалог, в основном, не выходит за рамки: проверка-налог. Он вполне приемлем, по нашему мнению, для формирования нормальных тенденций в жизни общества в целом.
Тогда формула экономической модели должна быть следующая. Во-первых, государство, раз уж не помогает, не должно и мешать. Под помощью мы понимаем возмещение ущербов, налоговые амнистии, финансовые вливания. Под помехами – большие налоги, созданием административных проволочек и многое другое. Хотя проволочки недопустимы при любом варианте налаживания диалога между властью и бизнесом.
На данный момент в Западной Европе государства всячески пытаются способствовать нормальному развитию бизнеса. Даже выплачивают ему потери, связанные с засухой (имеются в виду фермерские хозяйства), градом, при которых погиб урожай.
В обязанности власти (властей всех стран) стоит включить тогда и недопустимость создания каких-либо преград для экономического развития в целом. Речь в данном случае идёт обо всех вариантах санкций. Никакие руководители государств не должны мешать бизнесу. Даже в случае ведения войны между странами, их правительства не должны мешать предпринимателям с одной и другой стороны вести законный, до объявления войны, бизнес.
Таким образом, ни одна сторона конфликта не должна препятствовать завозу/вывозу товаров на свою/со своей территории, перечислению средств за него. Конечно, имеются в виду разрешённые законодательствами этих стран товары.
Но что мы имеем (сегодняшняя Россия) в сфере реальной помощи бизнесу властью? Если честно, то практически ничего. Повышающиеся налоги, слаборазвитая система кредитования. Ведь начать выплачивать проценты по кредиту фермеру ещё до получения урожая (о реализации вообще молчу) – это разве реальная помощь?
Да и те же заготовительные конторы бесследно исчезли…
И здесь перед предпринимателями встаёт вопрос даже не условий реального развития, а просто-таки выживания.
Для примера: в Ставропольском крае, ещё с незапамятных времён, у фермеров прослеживается чёткая тяга к овцеводству. Но вот проблема с реализацией шерсти уже уничтожила не одно крупное хозяйство. Я молчу про санитарные, надуманные если хотите, преграды (вызов вет врача в каждом случае падежа, особые нормы в утилизации). А ведь для нашего региона то же овцеводство – главнейшее направление не просто бизнеса, а развития края.
В данных условиях выход может быть только один. Это создания самими предпринимателями некого коммерческого клуба. То есть, площадки, на базе которой они могли бы помогать друг-другу, создавать (содействовать созданию) актуальные отрасли хозяйства, имеющие импульс к помощи в реализации остальным членам кооперации необходимых, но не имеющихся сегодня, возможностей для нормального функционирования.
И главной целью кооперации (я бы рассматривал его, как своеобразный профсоюз современных купцов, если хотите) являлось бы не только обоюдное и взаимовыгодное сотрудничество. А, более того, частичное и временное объединение идей, возможностей, мероприятий, материальных ценностей для максимального дистанцирования членов «клуба» от самого государства.
Фразу «временное и частичное» стоит рассматривать в ракурсе необходимой на данный момент нужды коммерсантов в партнёрах на время решения конкретных задач, но не исключающих возможность возвращения к подобным одолжениям (обменам) в дальнейшем.
Объединение материально-технических, интеллектуальных (и иных) ресурсов послужит толчком и для общего развития членов кооперации, и для появления новых проектов.
Таким образом, отношения с государством сводятся лишь к бюрократическо-налоговым вопросам. Плюс к тому, медлительность арбитражных государственных судов сама вынуждает такие коммерческие объединение учреждать собственные Третейские Суды, назначать своих председателей, представителей, пиарщиков. Да и коллективы (отделы) собственных юристов, финансистов и так далее.
Вопрос стоит таким образом, что при назначении не больших взносов, компании (организации, предприниматели) смогут обеспечить сами себя всей необходимой инфраструктурой. И, более того, даже собственной кредитной (демократичной и повёрнутой не в сторону получения прибыли, а протягивающей руку помощи) организацией.
Исходя их вышесказанного, мы с коллегами, экспериментальным образом, создали такую площадку под названием ПРОФЗОНА.
И первой её задачей является снижение финансового потока, уходящего из Ставропольского края в другие регионы, в виде содействия нашему земляку-коммерсанту.
Объединению свежих сил для развития местного производителя и переработчика.
Налаживанию экспорта ставропольской продукции в иные субъекты страны, что сосредоточит в руках наших людей больше финансов, бесспорно увеличив их благосостояние.
Ведь состоятельный предприниматель – это обеспеченный его работник!
Почему стоит развивать именно деятельность предпринимателя, спросите Вы? Или иначе: что стоит за предпринимателем? Жажда наживы, путём эксплуатации человека человеком, как считал К. Маркс? Или нечто иное, более возвышенное, деятельное и прогрессивное?
Для ответа на этот вопрос предлагаю заглянуть в историю мировой цивилизации. При выходе первобытного человека из пещеры, кто по-вашему начал созидать, в том же сельскохозяйственном плане? Община, скажите Вы? Конечно, отвечу я Вам.
Но сама по себе совокупность людей могла распределить обязанности и полномочия? Не было ли Организатора всех этих процессов при переходе от собирательства к ведению хозяйства, приручению животных и возделыванию почвы?
Планировал ли кто появление городищ непосредственно перед их возведением? Производил ли расчёты, захватывал для этих целей рабов, обеспечивал их жизнедеятельность? И, более того, продумывал идеологию, на которой крепко стояли огромные империи? А если не грамотно спланировать движение каравана, не найти стражей, не разведать где есть товары, отсутствующие в его местности – то пошёл бы сам караван?
Вывод напрашивается сам собою. Такие чувства, как любознательность, желание получения прибыли (вполне в положительном аспекте) и укрепления своей власти во все времена рождали определённую прослойку общества — Организатора прогрессивных процессов.
Именно поэтому в своей деятельности наша компания ориентируется на прямое взаимодействие с купечеством, если хотите, оказание ему разносторонней помощи, продвижению его философских идей и мировоззрения. Только в этом мы видим двигатель прогресса для любого государства.
Позвольте тогда коснуться несколькими словами самого купечества. Почему оно было таким плодовитым для власти и страны ранее, в Царской России (настоящий двигатель прогресса купцы и промышленники, истинная и полузакрытая прослойка общества со своими законами и традициями, иерархией), открывала проливы и оваивала новые земли, осуществляла переселения рабочей силы (способствовала) в районы, где необходимы рабочие руки и которые в случае неосвоения может потерять страна), разрабатывала месторождения, строила заводы, обеспечивала потребности общества?
Не хочется говорить особо о дне сегодняшнем, где для многих предпринимателей есть единственная цель деятельности – сосредоточение своих капиталов за границей со всеми тяжёлыми для страны последствиями.
А дело здесь вот в чём. Такая прослойка общества, как купец, была настоящим сословием. Туда не просто приходили с улицы кому вздумается, туда принимали. Стоит рассматривать данный процесс не только как формальность или же просто письменный акт при присвоении гильдии. Первой, второй или третьей.
Это был род. Определённая каста, в которую по умолчанию входила и семья купца. Выражение такого статуса сводилось к огромному количеству обязанностей (слово купеческое давши, держись его), правам (более не мужик (не как мужчина, а как представитель низа общества) внук крестьянина Давыдова), льготам и особым взаимоотношениям.
А вот здесь остановимся немного подробнее. Для примера рассмотрим такую ситуацию, какие встречались ранее сплошь и рядом. Один купец, попав в немилость к царю, лишился всего состояния и отбыл на каторгу (в ссылку). По возвращению оттуда в родные края он не имеет даже угла, куда мог бы приклонить голову. Тогда он идёт к своему бывшему компаньону, другому купцу и просит помощи. Тот предоставляет всё необходимое. Причём, заметьте, не обязательно вовсе требуя отдачи. Род помнит, а это главное.
Через пятьдесят лет семья первого купца, предоставившего помощь, попадает в тяжёлую ситуацию, явно влекущую в скором будущем разорение. Земля, на которой стоит кирпичный заводик, начинает исчерпывать свой запас глины, качество её падает, объёмы продукции уменьшаются. Нужны средства для ведения дальнейших разработок недр, покупки, в случае необходимости, иных площадей, а финансы не позволяют.
Оба купца те давно умерли, описываемые мной в начале. Но происходит следующее: внук купца (он сейчас представитель рода) который оказывал помощь, обращается к внуку того купца (также давно умершего), который в помощи той нуждался.
Тогда считалось так – мой дед и прадед, это и я сам. Их слово – это и моё обещание. Их слава даёт и мне положение. Их позор делает меня изгоем. И касалось это в первую очередь именно купцов. Поэтому от того, как я сегодня поведу дела и налажу отношения с окружающими – зависит и судьба моего сына, внука, правнука.
Итак, внук, к которому обратились, предоставляет помощь просителям. Расписок нет, но он помнит, род помнит, другие купцы знают… Тогда и кирпичный бизнес второго предпринимателя не увядает, а наоборот продолжает производство и даже более развивается.
А сегодня не только каждый человек оторван от рода, забыл (хорошо если ещё только дальних предков) его. Можем ли мы выстраивать экономику государства, региона, свою собственную и быть уверенными, что процессы развития не прекратятся? Что с нашим уходом не придётся начинать заново? У общества сегодня память почти, как у рыбок…
Что же остаётся, как выходить из положения? Конечно, в рамках всей России, да даже и отдельно взятого региона, восстановить купечество в его духовном аспекте не получится. Объединить и вынудить работать честно всех тоже.
Но можно и должно создавать на местах прототипы купеческих гильдий, пусть на первых порах и разрозненные, но хотя бы внутри своей среды, действующие сообща, помогающие своим членам (пусть и добрым советом всего-навсего).
И вот именно такую площадку и создаём мы сегодня, объединение предпринимателей с целью осуществления коммерческих и иных целей, живой и максимально автономный организм. Со своим Третейским судом, юридическим органом, подобием банка и иными необходимыми элементами.
Плодом такого союза станет процветание каждого члена, что существенно улучшит экономическую ситуацию в стране, уменьшит безработицу, увеличит налоговую часть бюджета, да и в рамках региона сыграет ещё большую положительную роль.
Объединение компаний сегодня, исходя из современных реалий, конечно, произойдёт совсем не на таких условиях, площадках и взаимоотношениях, как раньше. Да и термин, выхваченный из глубины веков, — ГИЛЬДИЯ условный. Никто не станет припоминать другому «вчерашние тапочки», все отношения будут строиться на фундаменте законодательства.
Но вот идеологический, нравственный, моральный, а в совокупности этих ипостась — духовный аспект ввести стоит обязательно. Им, в первую очередь, и руководствоваться членам так называемого «коммерческого клуба», а на деле – сообщества предпринимателей, объединённых на одной площадке.
Что должно удерживать бизнесменов от обмана клиентов и партнёров? Только лишь Закон? А если он имеет порою «белые пятна»? А есть ли возможность у потенциального обманщика нанять армию юристов, которые в суде станут доказывать возможность альтернативных вариантов чтения положений заключённых договоров?
На одном этом мы далеко не продвинемся в налаживании добросердечных партнёрских отношений. Нельзя забывать про совесть. А лучшим её оценщиком является наше общество, окружение, совокупность соратников, клиентов. И наказанием за нарушение правил честной игры должно быть неотвратимо наступающее отрицательное отношение к нарушителю сложившегося порядка.
Когда общество станет отворачиваться, прекращая диалоги, не заключая договора с таким контингентом коммерсантов, то и бизнес в регионе, в стране, станет прозрачнее, честнее. И пользы всему населению, всем россиянам будет от него многократно больше.
Именно такими принципами и руководствуется ПРОФЗОНА, их же требует принять на вооружение всех потенциальных своих партнёров, а за нарушение, голосованием участников проекта, выводить неблагонадёжных из поля своих интересов.
И вот когда соберутся настоящие деятели, тогда и вернуться даже можно будет к такому понятию, как СЛОВО КРЕПКОЕ, СЛОВО КУПЕЧЕСКОЕ!
и раз уж мы коснулись такого сословия (именно сословия, как раньше, так и теперь), как купечество, то пора обсудить такую тему, как равноправие. Именно его, потому как в нашем обществе оно существует и даже документально прописано. А с другой стороны мы видим отдельно-держащееся от остального общества некие прослойки российского населения.
Но стоит ли серьёзно обсуждать это самое равноправие, учитывая тот факт, что рождаемся мы уже абсолютно разными. По-разному и живём. Можно ли уровнять ветерана Великой Отечественной войны, героя страны, сделавшего всё возможное для её жизни и развития и студента какого-либо колледжа, мозг которого явно порабощён таким явлением, как юношеский максимализм?
А в кресле мэра своего города Вы более хотели бы видеть работницу древнейшей профессии, никогда более ничем не занимающуюся в жизни, или кандидата экономических наук, общественника, правозащитника, имеющего большой опыт государственной гражданской службы?
ориентироваться мы станем по популистским лозунгам и модным сегодня выкрикам данных претендентов на пост, то да, давайте в серьёз обсуждать химеру так называемого равноправия на полном серьёзе.
Только каждый раз все попытки его, равноправие, организовать, оказывались провальными. Вспомните так называемых «уравнителей», действующих при Кромвеле, вспомните «высокие идеалы» ленинской партии. Первые в один прекрасный момент перестали быть нужными «борцу с тиранией», самому ставшему диктатором. А в СССР общество оценивало людей не только из расчёта его личных заслуг, но и беря во внимание происхождение, отсутствие в семье «врагов народа», отношение к религии и многое другое. Это ли равноправие?
А сегодня, по документам, все мы равны. Но скажите, при устройстве на работу в органы зачем необходимо подавать данные о всех своих близких родственниках, которых затем полгода проверяет ФСБ? А есть ли разница в данном ракурсе между молодым человеком, тесть которого является полковником МВД и парнем, тесть которого в молодости отбывал наказание в тюрьме? Равные возможности, говорите?
Наше общество (в мировом масштабе) много обманывали, обещая и горы золота, и возможность каждому стать князем прямо завтра. Но можно ли всем занимать трон, можно ли обойтись без простых работяг?
Хватит популизма! Каждый должен находиться на своём месте. Потому как и каждый гражданин подходит для чего-то конкретного. Как глиняный кувшин по задумке мастера предназначается для того или иного употребления, хотя и состоит из одного и того же материала – глины.
Никто не говорит ни о каком закрепощении. Но имели ли моральное право граждане украины митинговать в Москве в конце августа 2019 года? Решался внутренний вопрос России о кандидатах в местную думу. В иных несанкционированных (тем более) пикетах? А, пусть и наши, но школьники? Ничем ещё не заслужившие право голоса… А трутни?
Нет и ещё раз НЕТ!
Порядок может принести только введение такой институции, как «Почётное Гражданство». Маловато одного только факта рождения на определённой территории, для того, чтобы заявлять свои права и на престол, и на стол, и на меч. Только Почётные Граждане должны иметь право избираться и быть избранными, принимать законы, бастовать…
Но из числа кого нам их набирать, спросите Вы?
На протяжении всей истории человечества кто именно вдохновлял людей на труд, защиту границ, давал мотивацию, вдохновлял? Это бы субъект, назовём его — жрец. В современных реалиях, согласно переписи населения, каких именно служителей культа россияне признали своими учителями? Жители нашей страны свой выбор давно сделали и поэтому бежать регистрировать секту «макаронного монстра» смысла нет. Наши целеустремления направлены в сторону православного христианства, ислама суннитского толка.
Согласно истории, особое место занимал правитель (царь, князь), организующий все созидательные процессы в рамках границ вверенных ему территорий, разрушительные порою во внешней среде.
Кроме того, солдат (ратник, витязь) и позже появился купец.
Такими образом, Почётное Гражданство должно предоставляться гражданину за определённые заслуги перед обществом, не быть наследуемым, давать более расширенный комплекс прав по сравнению с простым гражданством, его можно лишиться за определённые этические, профессиональный и иные нарушения, также в виду потери соответствия данному званию.
Достойными Почётного Гражданства могут, по решению региональной Ассамблеи Почётных Граждан, могут оказаться лица, двадцать и более лет безупречно нёсшие государственную гражданскую или военную службу. Почётные деятели образования, науки, медицины. Религиозные лидеры. И, конечно же, купцы.
По последней категории граждан стоит отметить, что присваивать купеческий статус должно государство. Предприниматели же имеют право от него это требовать, объединяясь в союзы, политические и общественные организации, защищающие их интересы.